Московский педагогический государственный университет

Кафедра методики преподавания литературы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

Институт филологии и иностранных языков

Филологический факультет

Кафедра методики преподавания литературы

 

 

ХXIIIГолубковские чтения

 

 ПРОГРАММА

 

международной научно-практической конференции

«Научно-методическое наследие

и современное литературное образование»

 

 

19–20 марта 2015 года

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2015


 

Организационный комитет конференции:

 

 

Председатель – доктор педагогических наук, профессор

В. Ф. Чертов

 

Члены оргкомитета:

 доктор педагогических наук, профессор  С. А. Зинин,

доктор педагогических наук, профессор  А. М. Антипова,

аспирант А. В. Реут

 

 Учёный секретарь – кандидат педагогических наук, доцент

Н. А. Миронова

 

Информационная поддержка конференции:

http://golubkov.jimdo.com/

 

 

Контактная информация:

kafedrampl@mail.ru – кафедра методики преподавания литературы МПГУ.

 

 Заседания проводятся в здании Главного корпуса МПГУ:

Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 (м. Фрунзенская).

 

  

19 марта

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

11.00-17.00,

ауд. 209

 

 Приветственное слово проректора по учебно-методической работе МПГУ, доктора филологических наук, профессора Л. А. Трубиной.

Приветственное слово директора Института филологии и иностранных языков МПГУ, кандидата филологических наук, профессора И. В. Текучёвой.

 

 

ДОКЛАДЫ

 

Регламент доклада – 20 мин.

 

Чертов В. Ф., д. п. н., профессор (Москва). Научно-методическое наследие русских педагогов-словесников в движении эпох.

Зинин С. А., д. п. н., профессор (Москва). Роль предметной концепции в совершенствовании системы литературного образования: традиции и современность.

Беньковская Т. Е., д. п. н., профессор (Оренбург). Методические системы            В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой как основа современного подхода к литературному образованию школьников.

Сосновская И. В., д. п. н., доцент (Иркутск). Прогностический аспект некоторых методических законов, открытых М. А. Рыбниковой.

Галицких Е. О., д. п. н., профессор (Киров). Афоризмы М. А. Рыбниковой в контексте современных проблем методики преподавания литературы.

Романичева Е. С., к. п. н., профессор (Москва). Об изменении статуса методики обучения литературе как науки в период смены образовательной парадигмы.

Роговер Е. С., д. п. н., профессор (Санкт-Петербург). Методическое наследие       Н. Н. Бахтина.

 

13.00–14.00 – перерыв

 

Чернышёва Е. Г., д. ф. н., профессор (Москва). Современное литературоведение в школьном литературном образовании: риски и открытые возможности.

Шутан М. И., д. п. н., профессор (Нижний Новгород). Филологическая концепция на уроках литературы.

Коновалова Л. И., д. п. н., профессор (Санкт-Петербург). Формирование новых моделей чтения и изучения художественных произведений в школе.

Ядровская Е. Р., д. п. н., профессор (Санкт-Петербург). Роль проекта «Методическая наука – школьному филологическому образованию» в решении ключевых проблем преподавания литературы в современной школе.

Мухаметшина Р. Ф., д. п. н., профессор (Казань). Национальная школа в контексте современной концепции филологического образования.

Беляева Н. В., д. п. н., доцент (Москва). Возврат сочинения в школу: проблемы и перспективы.

Гетманская Е. В., д. п. н., доцент (Москва). Современная периодика о сочинении: подходы и оценки.

Лазарев Ю. В., к. п. н., доцент (Рязань). Дискуссии о преподавании словесности в официальных педагогических журналах второй половины XIX – начала XX века.

Доманский В. А., д. п. н., профессор (Санкт-Петербург). Интерпретационная деятельность учителя-словесника в условиях развития современной филологической науки.

Терентьева Н. П., д. п. н., доцент (Челябинск). Об аксиологической направленности литературного образования.

Антипова А. М., д. п. н., профессор (Москва). Профессиональная подготовка педагога-словесника: традиции и современные вопросы.

Пранцова Г. В., к. п. н., профессор (Пенза). Проблемы профессиональной подготовки будущих учителей-словесников.


                                     20 марта

 

РАБОТА СЕКЦИЙ

11.00-15.00

 

Регламент доклада – 15 мин.

 

 

Секция № 1. Научно-методическое наследие в системе

профессиональной подготовки учителя-словесника

(ауд. 304)

 

Председатель: Чертов В. Ф., д. п. н., профессор.

Сопредседатель: Антипова А. М., д. п. н., профессор.

 

Петриева Л. И., д. п. н., профессор (Ульяновск). Использование методического наследия в профессиональной подготовке учителя-словесника.

Прищепа Е. М., к. п. н., доцент (Ростов-на-Дону). Формирование компетенций современного учителя-словесника в процессе изучения истории методики.

Шелестова З. А., к. п. н., доцент (Москва). Выразительное чтение как эффективное средство развития коммуникативной культуры студентов.

Журавлёв В. П., к. ф. н., доцент (Москва). Комплексность в программах 1920-х годов и интеграция гуманитарных предметов в современных образовательных стандартах.

Шамчикова В. М., к. п. н., доцент (Москва). Проблемы современного литературного образования и методическая система М. А. Рыбниковой.

Стрижекурова Ж. И., к. п. н., научн. сотрудник (Москва). Значение методического наследия В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой для современного литературного образования (на примере изучения творчества И. С. Тургенева).

Бердышева Л. Р., к. ф. н., научн. сотрудник (Москва). Использование методического наследия М. А. Рыбниковой при изучении современной и классической литературы в школе.

Брякова И. Е., д. п. н., доцент (Оренбург) Креативная компетентность учителя-словесника как важный фактор развития креативности школьника.

Галимуллина А. Ф., д. п. н., доцент (Казань). Организация исследовательской деятельности магистрантов при изучении детской литературы в контексте диалога культур.

Кубышина Н. Н., к. п. н., доцент (Испания). Организация исследовательской деятельности студентов при изучении древнерусской литературы в университетах Каталонии.

Белоусова Е. И., к. п. н., доцент (Москва). Проектирование в системе методической подготовки учителя литературы.

Манышева Н. Ю., к. п. н., доцент (Барнаул). Актуальные проблемы методической подготовки будущего учителя-словесника.

Проскурнина Н. Ю., к. п. н., методист (Калуга). Совершенствование культуроведческой компетентности учителя-словесника на основе работы с учебным текстом.

Кадочников О. П., к. ф. н., доцент (Украина). Изучение гуманитарных дисциплин как фактор гармонизации мировоззренческой и профессиональной компетентности студентов.

Кирсанова К. Г., аспирант (Москва). Приёмы изучения иноязычного художественного текста и его переводов в высшей школе.

Стабровская А. В., аспирант (Москва). Раскрытие темы личного счастья в процессе изучения пьесы А. В. Володина «Старшая сестра» в высшей школе.

Ткаченко А. А.,аспирант (Москва). Пути изучения драматического произведения: вчера, сегодня, завтра.

 

 

 Секция № 2. Воспитание творческого читателя в системе

литературного образования

(ауд. 305)

 

Председатель: Зинин С. А., д. п. н., профессор.

Сопредседатель: Попова Н. А., к. п. н., доцент.

 

Попова Н. А., к. п. н., доцент (Москва). Проблема изучения биографии писателя в контексте идей В. В. Голубкова и М. А. Рыбниковой.

Савина Н. О.,к. ф. н., учитель русского языка и литературы (Москва). Актуальные проблемы современного урока литературы в средней школе

Миронова Н. А., к. п. н., доцент (Москва). Проектирование технологической карты урока литературы.

Кузина И. В., к. п. н., доцент (Арзамас). Технологии медиаобразования на школьном уроке литературы в условиях перехода на ФГОС

Александрова Е. В., к. п. н., ст. преподаватель (Казань). Использование сети Интернет на уроках литературы.

Ахматова Т. В., к. п. н., доцент (Казань) Компетентностно-ориентированные задания по литературе.

Новикова Л. В., к. п. н., учитель русского языка и литературы (Москва). Итоговое сочинение и его роль в формировании речевой культуры современных школьников.

Миронычева В. Ф., к. п. н., доцент (Арзамас). Квест-технология как средство подготовки учащихся к итоговому сочинению.

Филонова Ю. А., к. п. н., доцент (Ярославль). Обогащение представлений учащихся о речевых жанрах на уроках литературы в 9 классе.

Биркин А. А., к. м. н., доцент (Москва). Итоги обследования учебных текстов начальной школы по программам диагностики нагрузок речи.

Гущин Ю. Г., к. ф. н., доцент (Москва). Нагрузочность школьных текстов и устойчивые синтагмы на третьем этапе декодирования речевых сигналов.

Тутова Г. В., аспирант (Москва). Проблемы развития коммуникативных учебных действий старшеклассников при изучении литературы.

Соколова А. А., ст. преподаватель (Москва). Использование сервисов Web 2.0 в учебном процессе по литературе.

Крамарь Г. И., учитель русского языка и литературы (Москва). Воспитательный потенциал уроков литературы.

Тимонина Е. Ю., учитель русского языка и литературы (Москва). Уроки внеклассного чтения в школе: проблемы и перспективы организации.

Кухтинская И. В., учитель русского языка и литературы (Москва). Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках внеклассного чтения в 8 классе

Карпенко И. В., учитель русского языка и литературы (Москва). Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.

Заика Ю. Р., учитель русского языка и литературы (Москва). Метапредметный подход на уроках литературы в 11 классе.

   Коробейник Д. Н., аспирант (Москва). Интеграция элементов духовно-нравственной культуры в образовательный процесс как путь формирования высоких нравственных ориентиров современной молодежи.

Ясакова Е. В., студент (Москва). Изучение рассказов А. П. Чехова в 5 классе (на основе использования методических идей В. В. Голубкова).

 

 

Секция № 3. Современные подходы к изучению

литературного произведения к школе

(ауд. 307)

 

Председатель: Подругина И. А., д. п. н., профессор.

Сопредседатель: Гетманская Е. В., д. п. н., доцент.

 

Подругина И. А., д. п. н., профессор (Москва). Современные тенденции в интерпретационных подходах к художественному произведению и уроки литературы.

Маранцман Е. К., д. п. н., профессор (Санкт-Петербург). Читательская эмпатия как базовое психическое свойство личности ученика.

Соловьёва Ф. Е., к. п. н., доцент (Смоленск). Пути обеспечения фундаментальности образования в процессе изучения литературы в 5-8 классах.

Попова Л. Н., к. п. н., доцент (Беларусь). Новые подходы к изучению русского фольклора в школах Беларуси.

Стрелец Л. И., к. п. н., доцент (Челябинск). Роль полюса адресата при изучении литературного произведения в школе.

Шишигина Т. Л., к. п. н., доцент (Вологда). «История болезни поколения»: изучение творчества М. М. Зощенко в 11 классе.

Чернова Л. Н., к. п. н., учитель русского языка и литературы (Барнаул). Организация исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы по изучению творчества В. М. Шукшина).

Кутейникова Н. Е., к. п. н., доцент (Москва). Формирование читательских компетенций школьников в процессе знакомства с современной зарубежной литературой.

Меркулова Ю. В., к. п. н., доцент (Москва). Формирование интереса к литературе через внеклассные мероприятия.

Кольчикова Н. Л.,  к. п. н., доцент (Абакан). Этнопоэтический аспект анализа литературного произведения в национальной школе.

Дроздова Н. В., аспирант (Иркутск). Освоение предметного и метапредметного знания через концепт как систему организующую художественный мир произведения.

Самсонова Н. В., аспирант (Иркутск). Теоретические положения интертекстуального подхода к анализу художественного текста в старших классах.

Пивкина Ю. А., аспирант (Москва). Методика планирования и выпуска литературной программы школьного ТV.

Неробцева О. И., учитель русского языка и литературы (Москва). Диалогическая модель освоения литературного произведения на уроке литературы в контексте ФГОС.

Зайцев А. В.,учитель русского языка и литературы (Павловск). Методы и приёмы прочитывания художественного текста (метафорика А. С. Грина).

Серадская И. Г., учитель русского языка и литературы (Москва). Рассказ              Л. Н. Андреева «Кусака» в 7 классе: моделирование урока.

Сафонова М. Э., учитель русского языка и литературы (Москва). Изучение лирического произведения в аспекте диалога искусств в средней школе.

Ананьев С. М., магистрант (Москва). Музыкальные интерпретации стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» на уроках литературы в 11 классе.