Московский педагогический государственный университет

Кафедра методики преподавания литературы

Научная школа В. В. Голубкова


«Теоретические основы преподавания литературы в средней и высшей школе»


     Научная школа В. В. Голубкова складывалась на кафедре методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета (тогда МГПИ им. В. И. Ленина) в 1940-1960-е годы. Её основоположник – один из крупнейших специалистов в области отечественной методики Василий Васильевич Голубков (1880-1968), профессор, доктор педагогических наук, академик АПН РСФСР, основатель кафедры методики преподавания литературы, которая теперь носит его имя [5].

Фундаментальные труды В. В. Голубкова, в том числе его учебник для студентов педагогических вузов «Методика преподавания литературы» (1938), выдержавший семь изданий, определили основные направления научной деятельности кафедры. Среди соратников, учеников и последователей В. В. Голубкова необходимо назвать профессоров С. А. Смирнова, Б. В. Рождественского, Н. О. Корста, Н. В. Колокольцева, Т. Ф. Курдюмову, доцентов Д. В. Любимова, Н. М. Соловьёву, В. В. Трофимову. 

В 1983-2007 годы кафедру методики преподавания литературы возглавляла О. Ю. Богданова, ученица В. В. Голубкова. Именно в этот период были сформулированы основные направления исследований в рамках научной школы В. В. Голубкова, продолжены традиции её основателя. Результаты работы кафедры нашли отражение в целом ряде исследований, публикаций, в том числе в учебнике для студентов педагогических вузов «Методика преподавания литературы» (1999), написанном О. Ю. Богдановой, С. А. Леоновым, В. Ф. Чертовым и выдержавшем уже пять изданий, хрестоматии «История литературного образования в российской школе» (1999), составленной В. Ф. Чертовым, и «Практикуме по методике преподавания литературы» (1999), подготовленном под редакцией О. Ю. Богдановой.

В эти же годы были созданы региональные методические центры в Архангельске, Барнауле, Борисоглебске, Вологде, Иркутске, Казани, Калуге, Пензе, Ульяновске, Уссурийске, Южно-Сахалинске, Якутске, Могилёве (Беларусь), Петропавловске-Казахском (Казахстан) и др., непосредственно связанные с научной школой В. В. Голубкова и развивающие традиции этой школы (под руководством бывших аспирантов, соискателей и докторантов кафедры). 

Основные проблемы, которые активно исследовались представителями методической школы В. В. Голубкова в последние годы:

1. Традиции отечественного литературного образования.

2. Содержание литературного образования. Вопросы теории и истории литературы в школьном изучении.

3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе.

4. Методы и приёмы изучения литературы.

5. Современный урок литературы, его виды.

6. Развитие устной и письменной речи школьников на уроках литературы.

7. Изучение языка художественной литературы в школе.

8. Изучение русской литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Начало исследований истории отечественной методики преподавания литературы было положено самим В. В. Голубковым, который в 1938 году поместил в учебнике «Методика преподавания литературы» отдельные очерки о крупнейших русских методистах-словесниках. Позднее, в 1941 году, вышло пособие учёного «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе» и статья «“Общая риторика” Н. Ф. Кошанского» в журнале «Русский язык в школе». Несомненное влияние оказали историко-методические работы В. В. Голубкова на формирование научных интересов Я. А. Ротковича, опубликовавшего в 1930-1950-е годы целый ряд работ по истории дореволюционной методики и в 1953 году защитившего докторскую диссертацию.

В 1960-1980-е годы преподавателями и аспирантами кафедры были подготовлены отдельные публикации по истории литературного образования. В 1994 году вышла монография В. Ф. Чертова «Русская словесность в дореволюционной школе», а в 1999 году – его же хрестоматия «История литературного образования в российской школе». Эти работы вернули в научный обиход имена многих известных педагогов-словесников прошлого, незаслуженно вычеркнутых из истории отечественной методики в силу разных обстоятельств, но преимущественно «по идейным соображениям». В 1996 году В. Ф. Чертовым была защищена докторская диссертация «Литература как предмет преподавания в русской школе: истоки, эволюция, концепции учебного курса», а в 2000 году А. Н. Бренчугиной-Романовой – кандидатская диссертация «Вопросы самостоятельной работы школьников по литературе в трудах методистов конца XIX- начала XX века».

В настоящее время подготовлено к изданию учебное пособие для студентов «Методика преподавания литературы: персоналии», в котором представлены статьи о крупнейших специалистах в области методики преподавания литературы, написанные преподавателями, аспирантами и докторантами кафедры. Планируется подготовка кандидатских диссертаций, посвященных методическому наследию В. В. Голубкова, А. Е. Грузинского, Н. О. Корста и других педагогов, чья деятельность была непосредственно связана с историей МПГУ. Необходимы публикации архивных материалов, воспоминаний, а также детальный анализ методических идей педагогов прошлого, работавших на Московских высших женских курсах, во 2-м МГУ и МГПИ им. В. И. Ленина.

Работы В. В. Голубкова, а впоследствии и его учеников, связанные с проблемами содержания литературного образования, всякий раз обращали к поискам ответа на простой вопрос, поставленный методистом: «чему учить?» Начиная со стабильной программы 1933 года, в разработке которой принимал непосредственное участие В. В. Голубков, основу школьного курса литературы по традиции составляли произведения русской классической литературы. В методических работах членов кафедры, а также аспирантов и докторантов преобладали разработки уроков именно по литературной классике, хотя методически осваивались и произведения советской литературы, включенные в государственную программу.

Члены кафедры методики преподавания литературы в конце XX – начале XXIвека принимали непосредственное участие в разработке содержания государственных стандартов и образовательных программ по литературе. Начиная со стандартов первого поколения, создававшихся в 1993 году, в группу разработчиков этого документа входили профессора кафедры О. Ю. Богданова и В. Ф. Чертов. Активно участвовали преподаватели кафедры и в составлении школьных программ и учебников по литературе для средней общеобразовательной школы:

1. Учебно-методический комплект под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (профессор С. А. Леонов, доцент О. Б. Марьина).

2. Учебно-методический комплект под редакцией Г. И. Беленького (профессора Н. А. Демидова, А. В. Дановский, И. А. Подругина).

3. Учебно-методический комплект Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева (профессор С. А. Зинин).

4. Учебно-методический комплект под редакцией В. Ф. Чертова (профессора В. Ф. Чертов, А. М. Антипова, доценты А. А. Маныкина, И. В. Мамонова).

5. Учебно-методический комплект к элективному курсу «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения» под редакцией В. Ф. Чертова (профессора В. Ф. Чертов, А. М. Антипова).

Особое внимание в трудах В. В. Голубкова и его последователей отводилось вопросам теории и истории литературы в школьном курсе. Известно, что основоположник школы ратовал за то, чтобы основы науки литературы входили в школьную программу, и даже предлагал в проект построения курса литературы в 8 классе на жанровой основе. Это предложение, в итоге не принятое, опять же свидетельствовало о следовании традиции дореволюционной методики.

В работах В. В. Голубкова были поставлены проблемы методологии школьного анализа литературного произведения. В статье «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) учёный, отвечая на вопрос о том, «где и как нам следует искать обоснования содержания преподавания литературы», утверждал, что искать следует «в литературной науке, т. е. в методологии литературы, в теории литературы и в истории литературы». В данном русле на кафедре в разные годы были подготовлены докторские диссертации: «Историзм в курсе литературы средней школы. Методология и методика изучения историко-литературного процесса» (1951) Б. В. Рождественского, «Формирование исторического подхода к художественным произведениям в процессе изучения литературы в IV-X классах средней школы» (1974) Т. Ф. Курдюмовой, «Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях» (1993) А. В. Дановского, «Внутрипредметные связи в изучении курса литературы в старших классах» (2004) С. А. Зинина, «Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы» (2005) А. М. Антиповой.

В последние десятилетия на кафедре были защищены также и кандидатские диссертации, связанные с проблемами изучения теории и истории литературы в школе (А. Д. Воробьёвой, Т. В. Карпекиной, Н. Л. Кольчиковой, А. Б. Ланцовой, Н. В. Никановой, О. В. Николаевой, Т. Э. Никульшиной, С. В. Смуровой, А. Н. Соловьёва, О. О. Соловьёвой, Т. В. Цыплаковой и др.).

В целом ряде кандидатских диссертаций был научно обоснован и реализован в практике преподавания жанровый подход к анализу литературных произведений (работы А. А. Маныкиной, И. В. Мамоновой, Н. А. Кретининой, Ж. И. Стрижекуровой, Н. В. Уминовой и др.).  

В работах преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры в последние годы особое внимание уделялось вопросам поэтики художественного текста на уроках литературы. С данной проблематикой были связаны научные конференции, семинары, проводившиеся на кафедре, а также научные сборники, в том числе самый значительный среди них – «Поэтика художественного текста на уроках литературы», вышедший в 1997 году. Этот сборник открывается статьёй О. Ю. Богдановой «Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы», в которой вопросы изучения поэтики художественного текста были рассмотрены в теоретическом аспекте и историческом освещении, понимались автором статьи как «один из вариантов обновления литературного образования в современной школе» [7, с. 19]. 

Научные исследования, учебные и методические пособия, созданные в последние годы (в том числе и членами кафедры имени В. В. Голубкова), всё же позволили до настоящего времени сохранять достаточно высокий уровень литературного образования. В современной российской школе по-прежнему изучаются не только литературные произведения, но и сведения по теории и истории литературы, знание которых необходимо для понимания художественных текстов.

Важными задачами современной методики является создание реалистичного «инвариантного ядра» содержания литературного образования, которое не приводило бы к серьёзной перегруженности учебных программ, и сохранение принципа историзма в изучении литературы (обращение к историческому, культурному контексту, рассмотрение традиционного и новаторского в литературном произведении и т. д.). 

Проблема взаимосвязи восприятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе была одной из наиболее активно разрабатываемых на кафедре проблем. Известно, что одним из первых в методической литературе вопрос о «восприятии поэтического произведения» школьниками и о «различных степенях понимания и чувствования» затронул уже в 1846 году в своей рецензии на книгу Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» известный педагог и критик А. Д. Галахов. В работах В. В. Голубкова проблема восприятия художественной литературы школьниками решается на основе достижений психологии. В учебнике «Методика преподавания литературы» учёный намечает ряд «частных, но существенных для преподавания литературы проблем», а именно:

1. Подготовленность учащихся к восприятию и пониманию произведений.

2. Особенности восприятия и степень понимания прочитанного произведения.

3. Особенности мышления учащихся в процессе чтения и анализа текста.

4. Роль эмоций в чтении и изучении произведений.

Работы учеников В. В. Голубкова отличает особое внимание к проблеме художественного восприятия. В первую очередь следует отметить методические труды О. Ю. Богдановой. В 1956 году вышла её первая статья «Влияние метода работы над образом литературного героя на его восприятие учащимися», помещённая в сборнике «Вопросы психологии обучения и воспитания в школе». В 1959 году О. Ю. Богданова защитила кандидатскую диссертацию, а в 1980 году - докторскую диссертацию, посвящённую развитию мышления старшеклассников на уроках литературы.

Серьёзным достижением кафедры в осмыслении проблемы взаимосвязи восприятия и анализа литературного произведения стал выход двух научных сборников: «Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе» (1984) и «Современные вопросы анализа литературного произведения в школе» (1986). Так, например, в статье Т. Ф. Курдюмовой «Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы», включённой в первый из указанных сборников, предлагается примерная последовательность в работе учителя по углублению и корректировке читательского восприятия: 1) подготовка восприятия; 2) формирование восприятия при чтении; 3) углубление восприятия в процессе анализа; 4) этап итогов [1]. В статье Л. С. Якушиной «Соотношение литературоведческого и школьного анализа», открывающей второй сборник, отмечается такая особенность школьного анализа как «специфического исследования художественного произведения»: «В ходе анализа преподаватель показывает школьникам то, что они не увидели в произведении во время чтения, постепенно вскрывает различные пласты художественного текста, осуществляет движение к смыслу» [8]. Именно такой подход к анализу, учитывающий первоначальное восприятие, однако предполагающий углубление, корректировку этого восприятия, постижение литературного произведения как смыслового целого, характеризует работы преподавателей кафедры.  

Различным аспектам анализа художественных произведений на уроках литературы посвящены докторские диссертации И. А. Подругиной «Типология школьного анализа эпических произведений в старших классах» (2000), Л. А. Крыловой «Культурологический аспект преподавания литературы в школе» (2001), И. В. Сосновской «Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения» (2004), Р. В. Якименко «Методика изучения поэзии XX века на заключительном этапе школьного литературного образования» (2005), а также кандидатские диссертации М. В. Вашуковой, Л. Н. Гороховской, О. А. Иншаковой, И. Г. Клименко, Е. А. Латкиной, А. В. Лукашенко, Н. Ю. Манышевой, О. Б. Марьиной, Н. А. Мироновой, И. В. Мовнар, А. Я. Подовинниковой, Н. А. Поповой, Г. В. Пранцовой, М. В. Симушкиной, О. В. Сафоновой, А. В. Тёрловой, Т. В. Федоровой, Л. Н. Черновой, Т. Л. Шишигиной и др.

Отдельная область научных исследований, связанных с чтением и анализом литературного произведения, - это методика обучения выразительному чтению как способу интерпретации художественного текста (работы З. С. Шелестовой, И. А. Кочергиной и др.).

В рамках диссертационных исследований, осуществленных докторантами и аспирантами кафедры, проводились также анкетные опросы, посвященные социальным и психологическим проблемам чтения школьников (читательские интересы, особенности восприятия учащимися произведений разных литературных жанров и др.).

Известно, что первые пособия В. В. Голубкова были посвящены письменным работам по литературе. Методист искал новые пути решения этой важной педагогической проблемы. Стремясь преодолеть очевидные издержки риторической традиции, он обращал внимание учителей-словесников на вопросы проблемного и исследовательского характера. В последующем В. В. Голубков постоянно возвращался к проблемам развития устной и письменной речи учащихся. В 1973 году на кафедре была защищена докторская диссертация Н. В. Колокольцева «Основы содержания и система работы по развитию речи в процессе изучения литературы в школе», в 1994 году – докторская диссертация С. А. Леонова «Речевая деятельность учащихся IX-XI классов в процессе изучения литературы».

В кандидатских диссертациях Г. Г. Авдониной, Н. В. Аничкиной,    Н. Е. Кутейниковой, А. Г. Кутузова, А. В. Лежнёва, Ю. А. Озерова, О. Ю. Харитоновой и др. были рассмотрены отдельные частные аспекты проблемы речевого развития учащихся на уроках литературы. Особое внимание в них уделялось творческим работам, сочинениям разных жанров.

Уже в ранних трудах В. В. Голубкова, посвящённых письменным работам школьников, особое место занимают задания, связанные с анализом языка художественных произведений. Следуя в советское время за марксистским литературоведением, педагог, однако, оставался до конца своих дней верным продолжателем традиций филологического анализа литературных произведений. Об этом, в частности, свидетельствует одна из последних книг В. В. Голубкова – «Художественное мастерство И. С. Тургенева» (1955). Во многом под воздействием этой работы в 1971 году была защищена кандидатская диссертация С. Г. Выборновой «Изучение художественного мастерства Н. В. Гоголя в 8-м классе средней школы». Интерес к филологическому анализу, лингвистике художественного текста проявился также в кандидатской диссертации С. В. Королевой «Изучение особенностей поэтического синтаксиса в процессе анализа лирических произведений в старших классах средней школы», защищённой в 2000 году.

Сам В. В. Голубков не занимался специально вопросами методики преподавания литературы в школах с родным (нерусским) языком. Однако эти вопросы входили в круг разрабатываемых на кафедре проблем. С кафедрой долгое время сотрудничал известный специалист в этой области - профессор, доктор педагогических наук А. А. Липаев. В 1980-е годы многое на филологическом факультете (тогда это был факультет русского языка и литературы) было сделано для методического обеспечения процесса преподавания на узбекском отделении. Данная проблематика особенно ярко была представлена в исследованиях З. С. Смелковой, которая в 1983 году защитила докторскую диссертацию «Теория и практика работы над словом при изучении русской литературы в национальной школе», а затем принимала участие в разработке учебных изданий, адресованных учащимся национальных школ. В это времени были налажены творческие контакты с самыми разными регионами страны, а также с нынешними странами ближнего зарубежья (Украиной, Беларусью, Казахстаном, Молдовой, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном и др.).

В 1995 году была защищена докторская диссертация М. Г. Ахметзянова «Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы (на материале национальных школ Республики Татарстан)», с которой можно связывать начало не только активных творческих контактов кафедры с педагогами Татарстана, но и формирования Казанской методической школы.

В 1997 году была защищена докторская диссертация Г. М. Гогоберидзе «Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе (на материале школ Карачаево-Черкессии)». Проблемам преподавания литературы в национальной школе посвящены также кандидатские диссертации Н. В. Каспаровой, Л. Ф. Мирошниченко, Э. Д. Шантиной и др.

Аспирантами кафедры в разные годы были граждане Болгарии, Вьетнама, Южной Кореи. Учебник «Методика преподавания литературы» О. Ю. Богдановой, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова активно используется педагогами не только в странах ближнего зарубежья, но и, в частности, в Китае: там переведены на китайский язык и опубликованы большие фрагменты этого учебника. Доцент кафедры Н. Н. Кубышина уже несколько лет работает в Испании, знакомя испанских педагогов не только с русской литературой, но и с опытом методической школы В. В. Голубкова, к которой там проявлен большой интерес.

Одной из важных задач кафедры является развитие прежних и установление новых творческих контактов с педагогами-словесниками из разных регионов страны и других государств. Данное направление деятельности кафедры представляется особенно перспективным в свете основных задач модернизации российского образования и предполагает активный обмен опытом, совместные научные проекты, конференции и семинары с участием преподавателей и студентов из разных государств. 

 

Литература

1. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. О. Ю. Богданова. – М., 1984.

2. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – 7-е изд., перераб. – М., 1962.

3. Голубков В. В. Преподавание литературы в дореволюционной средней школе. – Вып. 1. Из прошлого литературного чтения. – М.; Л., 1946.

4. Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе //

5. Научные школы Московского педагогического государственного университета. – Вып. 1. – М., 2008.

6. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сборник статей / Отв. ред. О. Ю. Богданова. – М., 1997.

7. Современные вопросы анализа литературного произведения в школе. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Н. А. Демидова. – М., 1986.

 

(Автор статьи: В. Ф. Чертов, профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой методики преподавания литературы).

 

См.: Научные школы Московского педагогического государственного университета. Вып. 1. – М.: «Прометей» МПГУ, 2008. – С. 183–193.